Бесплатная консультация адвоката ✆ +7(8332)45-45-12

Защита по делам о правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций). Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки: 1) является формой административного принуждения как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования; 2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов; 3) является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством; 4) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; 5) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП (разд. III—V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб зарубежных государств; 6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера; 7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения; 8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу; 9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза. Наказания за совершение административных правонарушений сфере таможенного дела 1. Предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами: оно находит свое выражение в официальном порицании; может применяться как физическому, так и юридическому лицу; налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах КоАП, или закона субъекта РФ об административной ответственности; - применяется в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы; Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года. Оно выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, -которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Следует отметить, что ранее, в предусмотренных законодательством случаях, предупреждение оформлялось и иным установленным способом. Действующий Кодекс иные формы вынесения предупреждения, кроме письменной, не предусматривает. Назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, путем вынесения постановления-предупреждения на месте совершения административного правонарушения. 2. Административный штраф. Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия. Санкции статей, устанавливающих ответственность за нарушения таможенных правил, предусматривают административные штрафы: исчисляемые применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения; исчисляемые исходя из стоимости товаров и транспортных средств в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения. Определенное распространение среди должностных лиц таможенных органов получило ошибочное суждение, согласно которому предусмотренное санкциями некоторых статей КоАП РФ взыскание в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, является, якобы, указанием на то, что субъектами ответственности по этим статьям могут быть только физические лица либо должностные лица. Очевидно, однако, что, например, за нарушение сроков представления таможенному органу Российской Федерации таможенной декларации (ст. 16.12 КоАП РФ) субъектом ответственности, как правило, может быть именно юридическое лицо. Исчисление же административного штрафа применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем, что в подобных случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и транспортные средства, при проведении незаконных действий, в отношении которых и штраф исчисляется в зависимости от их стоимости, а специфические требования таможенных органов. Штраф применяется только в качестве основного наказания. 3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация осуществляется в отношении тех предметов, которые являются орудием совершения или предметом правонарушения. В КоАП РСФСР указывалось, что конфискован, может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Допускалась конфискация имущества, явившегося предметом совершения таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары, транспортные средства в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование. Это было обусловлено тем, что собственник далеко не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Как правило, это лица (декларанты, брокеры), которым вверено такое имущество [6]. Составы административных правонарушений, санкции которых предусматривают конфискацию, содержат общие положения в отношении субъекта и режима имущества (например, ст. 16.16, ч.1 16.18, ч. 1 ст. 16.19, 16.21). Это позволяет предположить, что конфискация орудия совершения или предмета правонарушения допускается независимо от того, находятся ли они в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование. При этом, в отличие от КоАП РСФСР, внимание законодателя акцентируется на конфискации не изъятых из оборота вещей. Оборотоспособность заключается в том, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов гражданских прав могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение, которых в обороте допускается по специальному разрешению (например, оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод и др. -объекты ограниченно оборотоспособные). Однако составы правонарушений предусматривают конфискацию ограниченных в обороте вещей, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения. Этот вид наказания назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения, подлежащего в соответствии с федеральным законом возвращению его законному собственнику; а также изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация орудия или предмета может назначаться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания. Однако, суды, рассматривая дела об административном правонарушении в области таможенного дела, зачастую назначают наказание лишь в виде конфискации товара. Адвокат по таможенному делу Для участников внешнеэкономической деятельности нарушение таможенных правил влечет финансовые затраты, задержки в таможенном оформлении, возможно нарушение условий внешнеторговых контрактов и другие негативные последствия для третьих лиц, незадействованных в процессе таможенного оформления. Таможенные представители (брокеры), владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики осуществляют свою деятельность на основании соответствующих Свидетельств (лицензий), выданных Федеральной таможенной службой. Поэтому при нарушении таможенных правил указанные лица подвергаются не только финансовым рискам, но и рискам, связанным с приостановлением их профессиональной деятельности. Права лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, регламентированы ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ. При этом необходимо помнить о некоторых важных моментах: субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело об административном правонарушении, вправе признать смягчающим вину ответственность и другие обстоятельства в зависимости от тех или иных объективных факторов и условий, при которых было совершено нарушение таможенных правил. Перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств установлен КоАП РФ. Срок обжалования решения таможенного органа – 10 дней с момента получения оригинала Постановления. В случае, если решение таможенного органа обжаловано не будет, необходимо помнить о сроке оплаты административного штрафа. За нарушение срока оплаты административного штрафа предусмотрена ответственность КоАП РФ. Административный процесс и процедура обжалования решений таможенных органов достаточно сложное и трудоемкое занятие. Но Вы всегда имеете право обжаловать законность и обоснованность вынесенного решения таможенного органа. Если Вам нужна помощь или консультация по таможенному делу, обращайтесь ко мне по телефону или оставьте заявку на сайте в форме ниже.