Оспаривание решения ФСС РФ, Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) об отказе в выплате социальных пособий, назначении комплексных выплат и т.п.

Оспаривание решения ФСС РФ, Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) об отказе в выплате социальных пособий, назначении комплексных выплат и т.п.

Оспаривание решения ФСС РФ, Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) об отказе в выплате социальных пособий, назначении комплексных выплат и т.п.

Фонд социального страхования РФ тщательно проверяет каждую индивидуальную ситуацию и решает, есть в ней необходимость и правовая основа выплачивать денежные компенсации. Особенно часто данная проблема настигает женщин, которые собираются идти в декрет. Многие из них, с помощью знакомых и близких лиц, способны пойти на хитрость – устроиться на работу буквально за считанные недели до беременности, а при уходе в декрет требовать деньги с ФСС РФ в большом объеме. Отказ в выплате пособия по беременности и родам здесь вполне может быть, но все зависит в большей степени от суда, в котором будет проходить дело, когда начнется оспаривание отказа государственного органа.

Некоторые судьи считают, что в законах нет ограничения на выплаты сотрудницам, даже если они пришли на службу совсем недавно. Другие, в том числе и представители ФСС, настаивают, что это обычное мошенничество и не хотят платить деньги. Если им удастся это каким-то образом доказать, то отказ ФСС в выплате пособия по беременности и родам оспорить вряд ли получится.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101, выплата пособий по обязательному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Таким образом, по общему правилу, обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложена на работодателя.

Согласно ст. 15 Закона № 255-ФЗ страхователь назначает пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами.

Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

За невыплату пособий работнику, законодательством РФ предусмотрена ответственность работодателя.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность в случае невыплаты страхователем заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.

Таким образом, в случае невыплаты пособий граждане вправе обращаться в государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также в суд для применения к работодателям соответствующих мер ответственности.

В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом ФСС РФ в следующих случаях:

– прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;

– невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, в случае, если работодатель не выплатил застрахованному лицу пособия в связи с указанными обстоятельствами, то это застрахованное лицо вправе обратиться в территориальный орган Фонда по месту регистрации работодателя в качестве страхователя с заявлением о назначении и выплате соответствующего пособия.

Перечень документов, которые застрахованное лицо представляет в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособий, установлен ст. 13 Закона № 255-ФЗ.

Если у застрахованного лица имеются документы, подтверждающие прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, то это застрахованное лицо вправе представить необходимые документы (сведения) в территориальный орган Фонда по собственной инициативе для ускорения принятия решения о назначении и выплате застрахованному лицу соответствующего вида пособия.

В случае, если основания для выплаты пособий застрахованному лицу территориальным органом Фонда, установленные ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, документально не подтверждены, и при этом возможность получения указанных сведений исчерпана как застрахованным лицом, так и территориальным органом Фонда, то указанный территориальный орган Фонда не вправе производить назначение и выплату пособий этому застрахованному лицу.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не лишают застрахованное лицо  возможности обратиться в суд за установлением юридических фактов прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ.

При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособий застрахованному лицу.

На практике в Фонд поступают многочисленные обращения по вопросу выплаты пособий территориальными органами Фонда в случае «исчезновения» организации — работодателя.

Основная проблема по реализации застрахованными лицами прав на получение по месту работы пособий в таких ситуациях связана с тем, что на момент наступления страховых случаев организации не ведут финансово-хозяйственную деятельность, и невозможно установить местонахождение ни самих организаций, ни принадлежащего им имущества.

По этой причине остаются без исполнения и судебные решения о взыскании с таких организаций сумм невыплаченных пособий в пользу физических лиц.

Выплата пособий в указанных ситуациях территориальными органами Фонда действующим законодательством не предусмотрена.

В целях урегулирования подобных ситуаций ФСС РФ совместно с Минздравсоцразвития РФ подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Указанный законопроект предусматривает реализацию прав застрахованных лиц на получение пособий через территориальный орган Фонда при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты страхователем пособий застрахованному лицу в связи с невозможностью установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.