Оспаривание решения Жилищной комиссии об отказе в признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением

Оспаривание решения Жилищной комиссии об отказе в признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением

Оспаривание решения Жилищной комиссии об отказе в признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением

Признание нуждающимся согласно ст. 49 ЖК РФ право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют право:
1. Малоимущие граждане
2. Иные категории граждан, определенные федеральным законом и признанные нуждающимися в получении жилья.

К нуждающимся гражданам относятся (в соответствии со ст. 51 ЖК РФ):
– гражданин не должен являться членом семьи собственника жилого помещения;
– жильё не пригодно для проживания (в соответствии с требованиями закона);
– гражданин имеет заболевание, которое внесено в перечень, утвержденный Постановлением Правительства;
– гражданин не обеспечен жилой площадью согласно установленных норм.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своих определениях от 07.06.2016 года № 49-КГ16-8 и от 14.06.2016 года № 60-КГ16-3 «для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях».
Термин «нуждающиеся» в этом определении является ключевым, порядок признания таковыми определен ст. ст. 49- 59 Жилищного кодекса РФ, а так же региональным законодательством субъектов РФ, поэтому граждане вынуждены проходить процедуру признания нуждающимся в получении жилья. С учетом того, что жилищные правоотношения являются длящимися, такие права могут утрачиваться и со временем возникать вновь. В этом тоже есть своя проблема: допустим, когда отказывают в постановке на жилищный учет в связи с «намеренным ухудшением жилищных условий» (статья 53), когда у гражданина было жильё, а он его отдарил родственникам, здесь отказ администрации будет законным в случае если не прошло 5 лет. А вот когда гражданин имел право унаследовать какое-то жилое помещение и отказался от этого, то применять данную статью органы власти не в праве, такие решения об отказе в постановке на жилищный учет подлежат отмене в судебном порядке, срок исковой давности 3 месяца.
В случае признания гражданина нуждающимся он попадает под действия законодательства, регулирующего Порядок выделение жилья.
Нормы нуждаемости и выделения жилья различны по своему правовому содержанию и определяются региональными и местными властями, в каждом регионе они свои, нормы обеспеченности варьируются от 9 до 15 м2, нормы выделения от 10 до 18 м2. Расчет квадратуры жилой площади на одного человека производится исходя из положений ст.50 ЖК РФ. Все совместно проживающие родственники юридически уже считаются членами семьи. Вся жилая площадь, в том числе унаследованная, подаренная, находящаяся в селе, деревне, другом городе суммируется и делится на всех членов семьи, проживающих совместно. Полученное выражение и будет являться нормой обеспеченности на одного человека.

Особенности некоторых законодательных актов по обеспечению жильём
ФЗ «О Ветеранах» содержит ограничения в выделения жилья для ветеранов боевых действий (под п.3) п.1 ст.16), инвалидов боевых действий (под п. 4 п.1ст.14) и членов семей погибших ВБД (под п. 4) п.1ст.21) в виде срока ограничения постановки на жилищный учет, а именно: тем кто встал на учет до 1 января 2005 года выплаты на приобретения и строительство жилья предусмотрены, тем, кто после указанной даты – нет.
Размер выплат производится из стоимости одного квадратного метра, утвержденного Минстроем России (по каждому региону своя стоимость Приказ Минстроя России от 28.12.2015 N 951/пр) и нормы положености, которая закреплена в ст. 23.2 ФЗ «О Ветеранах» и составляет 18 м2 на одного человека. Члены семьи во внимание не берутся и при выделении денежных средств не учитываются. Тогда в соответствии с п. 3.2 ст. 23 ФЗ «О Ветеранах» органы власти, по месту учета на жильё, формируют заявку с целью выделения денежных средств (субвенции) на получение жилья нуждающемуся. Согласно учетных норм указанных в ст. 23 ФЗ «О Ветеранах» (18 м2 для ветеранов, инвалидов БД, членов семей погибших).