Земля, находящаяся в собственности государства и субъектов РФ, может быть передана гражданам и организациям. Существует порядок передачи земель: платно и бесплатно. Оплата участка находится в зависимости от получателя, а также от задач по ее использованию.
Алгоритм выдачи разрешения регулируется высшим органом, относящимся к исполнительной ветви власти, – это Правительство РФ. В частности, Правительство РФ сформировало Постановление №1244, которое раскрывает понятие разрешения, а также определяет его содержание.
Разрешение на использование земельного участка
Разрешение на использование земельного участка дает право получателю на использование земель. Документ выдается в письменной форме.
Для его получения нужно аргументировать цели использования земли. Целями использования по ст. 39.34 ЗК РФ являются:
- возведение зданий и сооружений, хранения на участке средств для строительства;
- осуществление геологического изучения недр;
- инженерные работы (сроком не более 12 месяцев).
В бессрочном порядке разрешение получают коренные жители северных территорий, Дальнего Востока, Сибири при условии того, что их земли относятся к местам их традиционного проживания. В остальных ситуациях разрешение имеет ограниченный законом срок.
Разрешение на использование земли выполняет несколько функций:
- это пропуск на земельный участок, который находится в собственности государства.
- это разрешение на осуществление определенных работ, прописанных в документе.
Разрешение создается на листе формата А4 в печатном виде. В разрешении обязательно должны быть отражены контакты уполномоченного органа, который его выдавал. Информация о земельном участке также отражается в документе: месторасположение, объекты, которые находятся на нем.
Кроме того, в разрешении указываются работы, которые будут проводиться на участке. Документ содержит в себе санкционную часть за действия, приводящие к использованию участка земли не по его назначению, а также за нарушение сроков выдачи разрешения.
Разрешение на использование земли, которая находится на балансе государственных или муниципальных органов, прекращается с момента предоставления участка гражданину или юридическому лицу.
Документы для получения разрешения на земельный участок
Собрав комплект документов для получения разрешения на использование земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган. В каждом из регионов работает государственный орган, решающий вопросы, связанные с порядком предоставления земли в пользование. Передать документы можно одним из нескольких способов:
- лично;
- через доверителя;
- переслать по почте.
- переслать в электронном виде.
Заявление может быть составлено в произвольном виде или написано на бланке, который можно получить в уполномоченном органе. Кроме того, допускается электронный вид заявления. К заявлению прикладываются следующие документы:
- паспорт гражданина, свидетельство о регистрации ИП, ЮЛ;
- если заявление подает поверенный, его доверенность;
- кадастровый паспорт;
- выписка из ЕГРП;
- лицензия (если получение земли связано с геологическим изучением).
Заявление рассматривается в течение 25 дней. После того как уполномоченный орган примет решение, ему законом отводится 3 дня на то, чтобы поставить в известность заявителя. Возможно несколько вариантов по итогам рассмотрения заявления:
1. Получение разрешения. Разрешение дает право на использование земли в течение определенного срока. В разрешении должны указываться следующие данные:
- указание на обязанность заявителя о выполнении требований ЗК РФ;
- информация о возможности досрочного прекращения действия данного документа;
Правила выдачи разрешения на использование земель устанавливают, что отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным. Для этого закон устанавливает следующие обстоятельства:
- цели использования земли не отвечают требованиям законов;
- документы, которые приложены к заявлению, неверно оформлены;
- участок земли уже отдан в использование;
- предоставление неполного комплекта документов.
Разрешенный вид использования земли можно изменить. После отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на основании того, что цели использования земли не подходят под ее разрешенный вид, необходимо собрать разрешения от собственников соседних участков, составить заявление в уполномоченный орган о возможности изменить вид разрешенного землепользования.
Документы подаются под расписку, лично. Если существует необходимость отправить документы по почтовому каналу, то необходимо сделать это заказным письмом.
Заявитель должен удостовериться, что документы приняты уполномоченным органом. Для этого на почте необходимо заказать уведомление о вручении документов. Результата о рассмотрении данного вопроса следует ожидать примерно 45 дней. В течение этого времени гражданин получает отказ или решение в свою пользу.
В случае положительного ответа гражданин должен оформить документы и зарегистрировать новый статус земли в управлении кадастра и картографии, работающем по месту нахождения земли.
2. Отказ в выдаче разрешения в письменной форме. Об отказе выносится постановление.
Порядок обжалования отказа в получении разрешения на использование земельного участка
Предусмотрен судебный и досудебный порядок обжалования отказа в выдачи разрешения. В досудебной процедуре отказ оспорить можно на основании того, что положения для выдачи отказа не содержатся в законодательстве РФ.
Для этого подается заявителем жалоба в орган, принявший решение. Жалоба подается несколькими способами:
- лично;
- отправляется по почтовому каналу;
- через МФЦ;
- в электронной форме.
Судебный порядок состоит в том, что заявитель обращается в орган с исковым заявлением в суд районного уровня. К иску прилагается копия отказа и иные документы, затребованные судом В зале суда необходимо доказать, что отказ является неправомерным, что законные основания для отказа отсутствуют.
Направление копии разрешения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор
Уполномоченный орган в десятидневный срок должен отослать копию документа со схемой о границах участка в орган исполнительной ветви власти, который уполномочен осуществлять государственный контроль.
Под государственным земельным надзором понимается работа уполномоченных органов исполнительной ветви власти, которая направлена на предупреждение и пресечение нарушений требований законов.
Контроль со стороны органов земельного надзора осуществляется в форме проверок ИП, компаний, граждан, а также сюда включена работа по регулярному наблюдению за субъектами земельных правоотношений в отношении соблюдения требований, которые содержатся в правовых нормах.
Если у Вас возникли вопросы или Вы столкнулись с нарушениями правил выдачи участка земли, можете воспользоваться бесплатной консультацией, либо оставить заявку на сайте.